ХОРОВОЕ ВЕЧЕ СИБИРИ

В начале ноября Новокузнецкий муниципальный камерный хор под управлением Сергея Липового участвовал в грандиозном для Сибирского региона культурном событии. В Новосибирске прошли концерты фестиваля «Хоровое вече Сибири», приуроченного к Дню народного единства.

Инициатором проекта «Хоровое вече Сибири» еще в 2002 году явился Камерный хор Новосибирской филармонии и его руководитель Игорь Юдин. Уже тогда Новокузнецкий камерный хор внес свой достойный вклад в успех этого предприятия и все эти годы неизменно участвовал в его начинаниях. За время существования «Веча» оно собиралось не только в Новосибирске, но «заглядывало» и в Кузбасс, проводясь по разу в Кемерове и Новокузнецке.

На этот раз в числе приглашенных хоров, кроме новокузнечан и хозяев, были еще шесть коллективов из городов нашего региона: хор студентов Новосибирской консерватории, Академический хор НЭТИ, Губернаторский камерный хор филармонии Кузбасса, Барнаульский академический хор, Рубцовский муниципальный академический хор, Муниципальный детский хор Барнаула и Хоровой театр «Академия» из Кемерова.

В первый день фестиваля в концертном зале Новосибирской консерватории им. М.Глинки состоялся концерт-представление участвующих хоров. Каждый коллектив представил свою 12-15-минутную программу. Концерт был назначен днем, и некоторым участникам пришлось выходить на сцену прямо «с колес». Вот и новокузнечан спасла только часовая разница во времени с Новосибирском, и мы успели хотя бы переодеться.

Наша программа оказалась самой оригинальной. Потому что мы исполнили произведения новокузнецких композиторов, не так давно удостоившихся членства в Союзе композиторов России, — Александра Ляпина и Сергея Толстокулакова. «Три хора на стихи Сергея Есенина» А.Ляпина – на наш взгляд, лучшее произведение Александра Федоровича, созданное в традициях русской хоровой композиторской школы Чеснокова и Танеева. Надеемся, что зрители смогли по достоинству оценить тонкий и прозрачный «Колокол дремавший», развеселую «Заиграй, сыграй тальяночка» и печальную «Вечером синим», которая у Есенина-то содержится всего в четырех (!) строчках, а в миниатюре Ляпина проходит, кажется, целая жизнь… Так же на «ура» была принята заключительная часть кантаты С.Толстокулакова «Тобольские песни» (жаль, что мы не имели возможности показать кантату целиком) и особенно — оригинально обработанная Сергеем Борисовичем русская народная песня «Во кузнице». Кстати говоря, имеющие Интернет и желающие услышать наше выступление, могут в поисковой строке в «YouTube» набрать «Хоровое вече Сибири 2014» и «Новокузнецкий камерный хор».

Признаюсь, мы ждали выступления Новосибирского камерного хора – организатора «Веча» и признанного лидера среди сибирских хоров. Но он на этом концерте не появился. И вовсе не потому, что игнорировал это мероприятие. Оказывается, в этот день вечером хор был задействован в другом большом деле, о котором надо сказать особо.

Новокузнечане не избалованы крупными музыкальными событиями всероссийского уровня, и мы, несмотря на трудный день (а после концерта в консерватории еще была репетиция в филармонии), отправились на спектакль (концерт, программу – затрудняюсь назвать жанр этого действа) Эдварда Радзинского «Загадка Моцарта», который, к нашему счастью, состоялся в этот вечер в Концертном зале филармонии, где назавтра предстояло выступать нам в главном концерте фестиваля.

04
Афиша Э.Радзинского в фойе Новосибирской филармонии

В этом спектакле абсолютно равноправно со всеобщим любимцем, автором и ведущим Эдвардом Радзинским смотрелись два новосибирских коллектива – Академический симфонический оркестр и Камерный хор Новосибирской филармонии. Они не просто иллюстрировали рассказ о жизни Вольфганга Амадея, но были как бы участниками этой истории, донося из 18-го века самый музыкальный дух этой эпохи. Автор, он же режиссер и великолепный актер, был вовсе не тем «пугальщиком» из известной пародии Галкина, нет, это был дотошный историк и тонкий психолог, проводящий зрителя по всем извивам и коллизиям неоднозначного существования легкомысленного Гения, и слушатель чувствовал себя его современником, жителем Вены и Зальцбурга, во время исполнения увертюр и фрагментов из опер – участником премьерных спектаклей, ожидающим, как примут новую музыку сильные мира сего… В программе Радзинского три отделения, к третьему напряжение нарастает неимоверно, и когда начинают звучать узнаваемые части из бессмертного «Реквиема», присутствие Черного Человека кажется физически ощутимым и жутким. Удивительно, но для создания фантасмагорической картины не пришлось использовать световые эффекты, воображению оказалось достаточно пронзительных слов и голоса автора и гениальной музыки в блестящем исполнении симфонического оркестра и камерного хора. А с заключительными звуками “Lacrimosa”, казалось, сам дух Моцарта спустился в зал…

03
Эдвард Радзинский «Загадка Моцарта»

   Оглушающее впечатление от программы Радзинского не могло не мобилизовать участников «Хорового веча» на вдохновенную работу на следующий день. Сразу после завтрака певцы всех участвующих хоров собрались в том же филармоническом концертном зале на репетицию главного действа фестиваля «Хоровое вече Сибири» — совместного исполнения восемью хорами монументальной кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский», которую каждый из хоров готовил в своем городе отдельно. Эта музыка звучит в знаменитом фильме Сергея Эйзенштейна и Дмитрия Васильева «Александр Невский», который был поставлен в 1938 году, а в 1942-м, в год 700-летнего юбилея Ледового побоища и в самый тяжелый год Великой отечественной войны, получил вторую жизнь, мобилизовав воинский дух советского народа.

07
Репетиция кантаты сводным хором и оркестром, вид из зала.

Еще накануне мы узнали, что дирижировать нашим исполнением кантаты будет тот же человек, что осуществлял музыкальную часть проекта Эдварда Радзинского, — специально приглашенный из Москвы дирижер Большого театра Михаил Грановский. Вчерашнее впечатление не обмануло – Грановский великолепно руководил более чем трехчасовой репетицией громадного и разнородного коллектива почти в 300 (!) человек, состоящего из восьми хоров разных городов и большого симфонического оркестра, превратив их в единый организм, на глазах из лоскутов создающий музыкальный шедевр. Нам понравилась манера дирижирования Грановского – ясный для различных групп исполнителей дирижерский жест, широкий, размашистый, так что иногда казалось, что дирижерская палочка сейчас вознесет ее обладателя под купол сцены. Благодаря фотографии вы можете как бы оказаться в нашей шкуре и увидеть репетицию «изнутри». 

08
Репетиция кантаты сводным хором и оркестром, вид изнутри сводного хора.
Скриншот автора из видео И.Горина

Лет десять назад Новокузнецкий камерный хор уже участвовал в подобном событии – в таком же зале Новосибирской филармонии совместно с Барнаульским академическим хором, Новосибирским камерным хором и Академическим симфоническим оркестром мы исполняли грандиозную Тринадцатую симфонию Д.Шостаковича, созданную на основе поэмы Е.Евтушенко «Бабий яр» и известных исторических событий 1941 года в Киеве. Тогда нас покорили колоссальный талант и творческая манера знаменитого новосибирского музыкального деятеля и дирижера Арнольда Михайловича Каца, имя которого известно в десятках стран мира, где он гастролировал, статью о нем уже тогда, при жизни, можно было найти в «Музыкальной энциклопедии». Работа с ним была для всех нас большой школой. Симфония № 13 исполняетя крайне редко. Со дня своей премьеры в 1962 году, после чего она была запрещена на 30 лет, симфония была исполнена считанное число раз. И второй раз – в Новосибирске: за 40 лет до этого тот же Кац уже дирижировал ее здесь же, и несколько человек из участников того исполнения (включая нашего А.Ляпина) вновь, уже в ХХI веке, пели это выдающееся произведение. Сегодня на месте старого здания Новосибирской филармонии уже около года возвышается новое — красивейшее и оригинальное сооружение, центральное место в котором занимает Большой филармонический концертный зал, который теперь носит имя Арнольда Каца. И этот факт добавлял ответственности, торжественности и осознания, что мы во второй раз в этом зале участвуем очень важном событии.

123
Так выглядит новое здание Новосибирской государственной филармонии.

В первом отделении главного концерта «Хорового веча Сибири» каждый из участвующих хоров по очереди представлял одно произведение, после чего занимал свое место на помосте, приготовленном для большого сводного хора. Так постепенно на глазах зрителей и образовалось на сцене это огромное «вече» с мощным звучанием, соответствующим событию. Были исполнены произведения хоровой классики – «Монастырский хорал» А.Полетаева, «Богородице дево радуйся» С.Рахманинова, «Прощание славянки» В.Агапкина, «Славься» М.Глинки, «Многолетие» С.Прокофьева. Дирижировал сводным хором организатор праздника — художественный руководитель Новосибирского камерного хора Игорь Юдин. Зрители горячо приветствовали артистов, присоединившись к их патриотическому порыву, апофеоз которого произошел, конечно, во втором отделении.

На сцене появился уже знакомый нам Новосибирский академический симфонический оркестр и певцы из всех хоров, уже в другой расстановке – по партиям. Взмахнул палочкой дирижер — теперь это был М.Грановский. И зазвучал Прокофьев. Включился огромный экран, на котором созвучно с музыкой замелькали кадры из знаменитого фильма «Александр Невский». Я позавидовал зрителям, сидящим в зале – наверное, это смотрелось грандиозно. Мы с детства помним этот фильм, но ведь там на музыку, как правило, мало обращаешь внимания, главное – действие, муви, экшн! Но здесь было всё наоборот. Здесь видеоряд необходимо дополнял то, что благодаря гениальной музыке виделось с закрытыми глазами – и монументалный образ новгородского князя, и крестоносцы, хозяйничающие во Пскове, и тревожное ожидание, и подъем русского духа. Очень мощно и зримо звучала кульминация кантаты – картина Ледового побоища, где скрещивались и противоборствовали две темы — тевтонских захватчиков и русского воинства, пока первая тема не захлебнулась, а вторая не заполнила все пространство и возвысилась… Шестая часть кантаты, следующая за Ледовым побоищем, «Мертвое поле» — единственная сольная ария с чертами народного плача-причета. Она не звучала в наших репетициях, потому что там нет хоровой партии, и этим была нам интересна. Солистка Новосибирского оперного театра Галина Новикова покорила глубиной голоса и искренностью чувств. Завершил кантату победно-патриотический финал с яркой, праздничной оркестровкой звучавших ранее русских тем и перезвоном колоколов, специально предоставленных для этого исполнения Сибирским центром колокольного искусства Новосибирской митрополии: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!».

05
Эта колокольная группа с краю сцены прекрасно выполнила свою роль

Вот что сказал о празднике «Хоровое вече Сибири» его главный вдохновитель — народный артист России Игорь Михайлович Юдин, руководитель Новосибирского камерного хора изаведующий кафедрой дирижирования Новосибирской консерватории, инициатор многих других культурных акций в Новосибирске и регионе (фестиваль русской музыки «Покровская осень», ежегодные благотворительные Пасхальные концерты, социально культурные концерты-реквиемы в День Памяти 22 июня и др.):

— Впервые в этом году «Хоровое вече» прошло на новой сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца, и это, несомненно, придало проекту новый масштаб. Впервые в работе над проектом принял участие профессиональный режиссер, не так давно появившийся в штате филармонии, и новый уровень получившегося концерта-действа отметили все участники. Важно отдать должное Новосибирской филармонии, в далеко не лучшее для культуры время взявшей на себя функции организатора нашего масштабного проекта. Гости из других городов подчеркивали, что уровень «Хорового вече» в этом году был особенно высок, и, конечно, очень приятно, что на нас смотрит и ориентируется вся Сибирь.

06
Окончание концерта. «Три богатыря» на переднем плане – руководители Новосибирского (И.Юдин), Барнаульского (А.Тарнецкий) и Новокузнецкого (С.Липовой) хоров.

А Новокузнецкий камерный хор после исключительно полезной поездки в Новосибирск вновь окунулся в напряженную работу – вот график только ближайших выступлений: 27 ноября – «ознакомительный» концерт в лицее №111, 29 ноября – очередной «отчетный» концерт «Народные посиделки» в Доме творческих союзов (начало в 14-00), 30 ноября – участие в юбилейном концерте хора «Надежда», в начале декабря – в юбилейном концерте Новокузнецкого колледжа искусств.

Валерий ЧЕРВЯКОВ.
Фото и скриншоты автора.